Статья генерального директора "КБК Проект" Костина В.В. о ЖКХ России.

Как нам развивать ЖКХ?

Жилищно-коммунальное хозяйство формирует более 5% ВВП страны, но именно в этой сфере накоплено значительное число проблем. Это не только плачевое состояние жилого фонда и социальной инфраструктуры, но и то обстоятельство, что взгляды правительства, бизнесменов и населения не совпадают по многим вопросам, касающимся ЖКХ.

Ключевая проблема заключается в том, что предприниматели стремятся получать от этой сферы прибыль, собственники не хотят повышения цен на жилищно-коммунальные услуги, а государство должно выполнять свои социальные функции. Чтобы соблюсти интересы всех сторон и была разработана Минстроем РФ «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года».

По данным Росстата, за первое полугодие 2016 года реальные доходы населения снизились на 3,1%, при этом рост тарифов ЖКХ на разные услуги составил от 7,5 до 9,1%. Это обострило одну из давних проблем сферы – рост долгов по «коммуналке», их количество увеличилось на 15% до 212 млрд рублей.

При этом качество услуг, оказываемых населению, не улучшилось. Согласно опросу ВЦИОМ, более 63% граждан считают, что размер квартплаты является завышенной. Наиболее часто называемые проблемы: антисанитарное состояние лестниц, подвалов, крыш, стен и потолков, неисправные трубы, частые поломки лифта и т.д.

Поэтому ключевыми задачами Стратегии являются:

  • эффективное функционирование и устойчивое развитие ЖКХ;
  • нормативно-правовое регулирование вопросов, связанных с капитальным ремонтом;
  • создание прозрачной системы проведения финансовых потоков, чтобы исключить факты коррупции.

Для решения проблемы аварийного жилья необходимо активизировать строительство. Как сказано в Стратегии, «площадь аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 г. и требующего расселения до 1 сентября 2017 г., составляет 11,4 млн кв. м». Предусмотрено, что в 2017 году будет расселено 3,214 млн кв. м. аварийного жилья.

Технологическое перевооружение объектов коммунального хозяйства необходимо в самое ближайшее время 40% жилых домов. В Стратегии указано, что «ежегодные инвестиционные потребности коммунального сектора составляют не менее 500 млрд руб. ежегодно (более 200 млрд руб. – инвестиции в сферу теплоснабжения, более 100 млрд руб. – инвестиции в сферу водоснабжения, более 100 млрд руб. – инвестиции в сферу водоотведения)». Привлечение финансирования возможно только за счет создания в бизнес-среды, основанной на государственно-частном партнерстве и тендерной системе исполнения контрактов.

Кроме того, в Стратегии предусмотрено, что начиная с 2016 года необходимо повысить уровень собираемости платы с 95 до 98% – это позволит привлечь еще больше средств.

Я крайне положительно отношусь к новациям в Стратегии и считаю, что централизованные капитальные вложения государства давно пора заменить инвестиционным механизмом, который позволит бизнесменам вкладывать средства в развитие ЖКХ с достойной отдачей и без существенного роста стоимости тарифов для населения. Это активизирует строительство и поможет новым конкурентоспособным управляющим компаниям прийти на рынок.

Стратегия является по сути дорожной картой Минстроя и задает вектор развития жилищно-комунальной сферы. Главным опасением для меня является инертность при реализации на местах, так как многие УК и госчиновники не готовы к новациям.

Источник: Finam.info