Как будет развиваться рынок инфраструктурных проектов в России, порталу 1RRE.ru рассказал Василий Костин, генеральный директор “КБК Проект”.

Проектирование объектов инфраструктурного строительства в России


Подавляющее большинство экспертов, оценивая российский рынок, одним из определяющих факторов инвестиционной привлекательности считают развитость транспортной и социальной инфраструктуры. Инфраструктурные проекты являются приоритетным направлением как частных, так и государственных финансовых вливаний. Развитие таких проектов неизбежно сопровождается ростом показателей экономического роста, повышением качества жизни населения и укреплением таких социальных систем, как образование, здравоохранение, обеспечение безопасности и т. д.

Эксперты сходятся в мнении, что развитие бизнеса в России упирается в по-прежнему высокие затраты на логистику, а также чрезвычайно низкие скорости транспортировки товаров. Улучшение предпринимательского климата в нашей стране может быть обеспечено благодаря особому вниманию правительственных структур к развитию автомобильных и железных дорог. Согласно исследованию, проведенному Европейским банком реконструкции и развития в 2014 году, от российского правительства в первую очередь ожидаются следующие шаги:

  • Повышение прозрачности системы принятия решений по внедрению проектов (72% респондентов).
  • Обеспечение гарантий возврата инвестиций (68% опрошенных).
  • Повышение прозрачности тендерной системы (69% опрошенных).

Именно таким образом может быть обеспечен растущий поток частных инвестиций в инфраструктурные проекты как из-за рубежа, так и со стороны российских инвесторов.

По данным McKinsey Global Institute, в России стоимость инфраструктурных активов составляет 61% от ВВП. Наша страна — одна из немногих стран, которые могут похвастаться разнообразием инфраструктуры. Уникальность России состоит в одновременном сочетании таких разновидностей инфраструктурных объектов, как автомобильные и железнодорожные полотна, атомная энергетика, широкая сеть трубопроводов. Тем не менее, перед проектировщиками и исполнителями лежит широчайшее поле деятельности по развитию и обновлению инфраструктурных систем.

Вот лишь несколько статистических показателей, отражающих состояние российской инфраструктуры согласно рейтингу Global Competitiveness Report за 2013-2014 годы:

По качеству инфраструктуры в целом наша страна стоит на 93 месте.
В частности, качество автомобильных дорог определяет 138 место России в международном рейтинге. Это уровень таких африканских стран, как ЧАД и Йемен.

Положение с железными дорогами у нас лучше — 38 место. Тем не менее, страны, в которых железных дорог почти нет, занимают более высокие позиции. Например, Финляндия получила 6 место, а Сингапур — 10. Вероятно, то немногое, что у них есть, находится в гораздо лучшем состоянии. В любом случае, у нас есть над чем работать.

Портовая инфраструктура заняла 88 место, а аэропортовая — 102. Отстаем по обоим параметрам от Бразилии (131 и 123 места соответственно), зато оставляем далеко позади такие страны, как Индия (70 и 61 места) и, как ни странно, Китай (59 и 65 места).

Для оценки состояния и перспектив развития достаточно беглого взгляда на федеральные инфраструктурные программы.

По имеющимся данным, до 2020 наше федеральное правительство планирует потратить на развитие инфраструктуры порядка 22,5 трлн. рублей. Предполагается, что приоритетным направлением развития будет строительство автомобильных дорог, за ним следует развитие трубопроводной сети, а затем телекоммуникации, электрические сети и ЖКХ (прежде всего водопроводы и канализация).

На сегодняшний день можно назвать три наиболее важные задачи, поставленные Президентом РФ перед правительством:

  • Удвоение темпов роста автодорожной сети в 2013-2022 годах по сравнению с периодом с 2003 по 2012 годы.
  • Увеличить общую протяженность федеральных автодорог, соответствующих современным стандартам качества, до 44 тысяч километров.
  • Довести общую пропускную способность морских портов в России с 800 млн. т. до 1102 млн. т.

В связи с этим в недрах правительственных организаций разрабатываются и внедряются такие приоритетные программы, как:

  • Строительство платных автомобильных дорог и магистралей.
  • Железнодорожное инфраструктурное строительство.
  • Расширение Московского метрополитена.
  • Подготовительные работы к Чемпионату мира по футболу в 2018 году.
  • Строительство скоростной ветки железной дороги «Москва-Казань».
  • Развитие инфраструктуры на территории Крымского полуострова, в частности, строительство моста через Керченский пролив.
  • Продолжение строительства Транссибирской магистрали и БАМа, развитие энергосетей этих регионов.
  • В связи с разработкой угольного месторождения в Элегесте планируется крупномасштабное строительство ветки до Кызыла и Курагино.
  • Трубопроводы «Южный поток» и «Сила Сибири».

Особое внимание следует обратить на столицу, где в настоящее время полным ходом идет модернизация транспортной инфраструктуры.

  • Так, Московский метрополитен в ближайшие четыре года должен завершить проект от 2013 года по строительству 72 новых станций, между которыми протянутся линии общей длиной порядка 460 км.
  • Среди проектов автодорожного строительства и реконструкции стоит выделить дублирующее полотно севернее Кутузовского проспекта, а также реконструкцию и доразвитие Центрального кольца в Подмосковье.
  • Планируется продолжить развивать Московский авиационный узел.
  • Кроме того, бурно развиваются прочие сегменты инфраструктурного проектирования и строительства: электросети, телекоммуникации, ЖКХ и т. д.

Таким образом, Россия и в частности московский регион стремительно входит в период бурного развития инфраструктурных проектов. Эта реальность бросает определенный вызов крупным строительным компаниям и их государственным и частным партнерам. В то же время текущая экономическая ситуация обусловливает перераспределение финансовых потоков между направлениями и игроками рынка.

По мнению аналитиков, исходя из данных Росстата, отмечаются следующие тенденции:

  • Государственные расходы на строительство и содержание дорог и мостов в 2015 году сократились на 6% по сравнению с предыдущим годом и составили 438 млрд. руб.
  • В то же время по итогам 2015 года отмечен рост госинвестиций в строительство морских и речных портовых сооружений на 112%.
  • В десять раз по сравнению с предыдущим годом сократились вложения в расширение железнодорожной сети — 43 млрд. руб. в 2015 году.
  • Аэропорты получили на треть меньше, чем в 2014 году — 37 млрд. рублей.
  • Значительное перераспределение средств произошло в сторону подготовки к ЧМ-2018 по футболу, а также строительства Керченского моста (Крым).

Экономический кризис по-новому расставляет силы на рынке инфраструктурного строительства. Слабые игроки уходят в тень, соответственно те, кто устоял, получают больший кусок пирога. Способность вовремя улавливать тренды и модернизировать процессы внедрения новых проектов становятся определяющими факторами в стремлении компаний не только оставаться на плаву, но и опережать конкурентов.

Источник: 1RRE.ru