Рейтинг инновационных технологий в строительстве российских дорог, подготовленный генеральным директором "КБК Проект" Василием Костиным. 

ТОП-5 инновационных решений в строительстве российских дорог

Перед российскими дорожными ведомствами стоит задача довести до нормативного состояния 80-85% дорожной сети. Такие проекты должны предполагать активное внедрение современных строительных технологий. Мы попросили гендиректора «КБК Проект» Василия Костина выделить наиболее заметные технологии, уже сейчас используемые при строительстве российских дорог.
На сегодняшний день, по данным экспертов, порядка четверти населенных пунктов России не имеют круглогодичной связи с общей дорожной сетью. Это требует строительства сотен тысяч километров новых дорог местного значения. Как минимум, удвоения объемов дорожно-транспортного строительства в ближайшие пять лет. Без инновационных технологий в решении этой проблемы не обойтись. Топ-5 инновационных решений в дорожном строительстве, по моему мнению, выглядит следующим образом:

1. Усиление слабых грунтов с помощью щебеночных свай.

Новые технологии укрепления грунтов позволяют сократить срок строительства одного километра полотна с 20 до трех дней. Себестоимость такого строительства ниже на 40% по сравнению с традиционным, расход топлива сокращается в шесть раз.

2. Новые виды монолитных бетонных форм покрытия дорог и дорожно-мостовых сооружений.

В строительстве новой трассы М11 «Москва — Санкт-Петербург» с расчетной скоростью движения 150 км/ч для мостовых сооружений широко применяются сборные железобетонные пролетные строения. Высокий уровень гарантий безопасности и надежности проектируемых мостовых сооружений, обеспечивается путем максимальной унификации конструкций.

При устройстве гидроизоляции и антикоррозионной защиты мостовых конструкций на искусственных сооружениях используются принципиально новые материалы и технологии.

Новым словом в строительстве дорожных покрытий стала технология ресайклинга. Верхний слой асфальта снимается, но не вывозится, а дробится и перемешивается с современными растворами, улучшающими вязкость и устойчивость полотна. Таким образом достигается значительная экономия денежных средств и трудозатрат в части как расходов на вывоз и утилизацию огромных масс старого покрытия, так и доставки новых материалов. Вечная проблема прочности дорожного полотна решается за счет того, что асфальтобетонные смеси армируются дорожными геосетками из полиэфира и стекла.

3. Внедрение новых строительных материалов, в том числе смесей для укладки новых и ремонта существующих дорожных покрытий с новыми химическими свойствами.

Смягчить асфальтобетон и сделать его более эластичным в условиях отрицательных температур удается благодаря модификации битума полимерными добавками, что дает смягчение в 2-2,5 раза при -20 градусах по сравнению с обычной битумной смесью. Новые разработки позволяют бороться с растрескиванием дорожного покрытия. Например, в щебоночно-песочное основание помещают прослойку из геотекстиля. Геосинтетики постепенно вытесняют традиционные материалы для создания дорожного полотна.

4. Пассивная безопасность на дорогах.

Гораздо весомее штрафов для водителей могут стать пешеходные переходы, выполненные из бетонных блоков, которые выступают из полотна на 10-15 см. Другой вариант — «шумовые полосы», пластиковые конструкции, которые под колесами автомобилей издают специфический шум, напоминающий о необходимости притормозить перед переходом. Их можно увидеть в Новосибирске, Санкт-Петербурге, Калининграде и других городах. Повсюду в Европе внедряются южнокорейские «виртуальные пешеходы» — лазерные 3D изображения пешеходов, переходящих улицу. Интересно, что стоимость таких устройств ниже, чем стандартных светофоров.

5. Экологичность и экономичность используемых материалов.

Применение золоотходов ТЭЦ при сооружении земляного полотна позволяет одновременно убить двух зайцев — добиться существенной экономии одновременно с решением серьезной экологической проблемы утилизации зол. Также могут применяться металлургические шлаки и другие отходы промышленности. Шумовое загрязнение снижается путем установки современных шумопоглощающих барьеров.

Приведенные мною примеры — лишь часть огромного количества наработок, способных уже в ближайшие годы изменить представление о России как о стране хронического бездорожья. Все, что для этого нужно — должное финансирование исследований и устранение излишних бюрократических барьеров на пути внедрения инноваций.

Источник: РадиДомаПро