Комментарий генерального директора «КБК Проект» Василия Костина о государственной программе «Комфортная городская среда».

Город должен поумнеть

Проблемы уровня комфорта проживания, эффективности, экономичности и экологичности муниципалитетов (а также качества работы служб ЖКХ) вызывают пристальное внимание властей уже не первый год. Какую-то часть вопросов призвана закрыть программа «Комфортная городская среда», успешно работающая в масштабах страны. Однако очевидно, что огромный потенциал, который предлагают современные информационные технологии, сегодня не реализуется в градостроительстве в полной мере.

Нет, конечно же, какие-то элементы того, что делает город «умным», в крупных российских мегаполисах давно стали привычной частью жизни. Например, нет проблем с фиксированным доступом в Интернет, за исключением частного сектора, где высокоскоростное подключение по оптическим линиям связи может обойтись в серьезную сумму, если вообще технически возможно (а частный сектор в некоторых городах составляет значительную часть застройки). У жителя многоквартирного дома, как правило, даже есть выбор между несколькими провайдерами. Хорошее покрытие дают операторы сотовой связи, предлагая мобильный доступ в сеть по технологиям 3G и LTE, что дает целый спектр возможностей — заказ такси, каршеринг, покупки через Интернет, финансовые операции, съем жилья и другое. Во многих городах доступны сервисы мониторинга пробок, движения общественного транспорта (что, к сожалению, не отменяет проблем с качеством его работы). Расплатиться пластиковой карточкой можно уже чуть ли не в любом магазинчике у дома, а сети банкоматов дают возможность проводить финансовые операции в том числе и с наличными деньгами. Уже есть примеры строительства «умных домов», которые могут похвастаться и продуманными инженерными решениями, и обеспечением безопасности жителей, и современными комплексами в сфере ЖКХ, дающими возможность удаленно мониторить расход, например, электроэнергии, воды и других ресурсов, повышая таким образом эффективность. И получение государственных услуг через соответствующий веб-сервис уже не в новинку для многих граждан.

Все это замечательно, но для того чтобы города страны (и не только обе столицы, но и другие) на самом деле стали лучшим местом для жизни, конкурентоспособным базисом для развития экономики и привлечения инвестиций и профессионалов, этих разрозненных элементов недостаточно. Элементы должны быть систематизированы, структурированы и увязаны между собой в рамках технологической платформы, которая предполагала бы единые стандарты и протоколы коммуникации.

«Одно дело — построить некоторое количество «умных» домов и создать несколько удобных электронных информационных сервисов, и совсем другое — создать информационную среду, которая объединяла бы разные части городской инфраструктуры и обеспечивала бы их постоянный мониторинг, — говорит Василий Костин, генеральный директор компании «КБК-Проект». — Это и есть суть «умного города» — города, в котором ресурсы распределяются по максимуму оптимально, а горожане живут в безопасности. И все это достигается за счет применения аналитических технологий и искусственного интеллекта, а также активного участия горожан в жизни города».
И работа в этом направлении уже стартовала.

На государственном уровне

На самом деле о том, что для повышения качества жизни в отечественных городах (а следовательно, их конкурентоспособности в борьбе за человеческий капитал) необходима работа на государственном уровне, говорят уже далеко не первый год. Были также пилотные проекты по различным технологиям (в том числе инициированные госкомпаниями), локальные успехи, однако в интенсивную фазу эта деятельность перетекла, пожалуй, уже в 2018 году. И речь идет здесь именно о централизованном формате работы — разработкой проекта вплотную занялся Минстрой РФ.

Проект «Умный город», по словам представителей ведомства, своего рода объединяющая среда для проектов в секторе ЖКХ, для формирования комфортной городской среды, эффективности организации системы управления и планирования городскими ресурсами, создания инструментов вовлечения горожан в процессы управления городским хозяйством. Базируется он на пяти ключевых принципах. Это ориентация на человека, технологичность городской инфраструктуры, повышение качества управления городскими ресурсами, комфортная и безопасная среда, акцент на экономической эффективности, в том числе сервисной составляющей городской среды. И важнейшее условие реализации этих принципов — широкое внедрение передовых технологий и материалов в городской и коммунальной инфраструктуре и строительстве, использование современных архитектурных решений, а также цифровизация городского хозяйства, что позволит обеспечить достойный уровень жизни граждан.

Конечно, Минстрой РФ в этой работе не одинок — сформирована рабочая группа «Умный город», объединившая в своем составе представителей власти (как федерального, так и регионального уровня), строительной отрасли, вузов, госкорпораций, для которых внедрение инноваций — необходимая часть жизни («Роснано», «Росатом», «Ростех»), а также представителей частных компаний. Разумеется, среди ключевых партнеров в этом проекте — компания «Ростелеком», крупнейший отечественный оператор связи, имеющий огромный опыт работы с информационно-коммуникационными технологиями в самых разных проявлениях.

Основные цели проекта «Умный город» (в предварительном варианте, конечно) озвучивались так: к 2024 году более 70% установленных индивидуальных приборов учета будут оборудованы системами онлайн-передачи данных, количество проживающих в «умных городах», в которых внедрены интеллектуальные системы в управлении городскими ресурсами, составит не менее 50 млн человек. Также во всех муниципалитетах страны с населением более 1000 человек будут запущены цифровые каналы взаимодействия с органами местного самоуправления и инструменты вовлечения граждан в принятие ключевых решений по вопросам городского развития. Цели амбициозные, но есть основания полагать, что они не относятся к числу недостижимых. Тем более что концепция «Умного города», определяющая «маршрут» к этим целевым точкам, планируется к включению в госпрограмму «Цифровая экономика Российской Федерации», а значит, в ее реализации в том или ином виде можно не сомневаться. Кроме того, уже подготовлен примерный план мероприятий по реализации программы. Он состоит из шести основных разделов, включающих в себя задачи по внедрению «умного» ЖКХ, формированию доступной, комфортной и безопасной для здоровья граждан среды, созданию инновационной городской инфраструктуры, цифровизации строительства и территориального планирования, а также по развитию городских транспортных систем. Кроме того, разработан и проект «дорожной карты», которая будет широко обсуждаться с экспертами и участниками рынка.

«Умный город» — это широкая концепция, которая, помимо очевидных отраслей, например, таких как ЖКХ и транспорт, должна гармонично стыковаться с проектами в сфере здравоохранения, образования и других, — говорит Артем Седов, генеральный директор ООО «Большая Тройка», куратор группы «Городская среда» направления «Умный город». — Поэтому мы в рамках рабочей группы интенсивно работаем над тем, чтобы интегрировать проекты по цифровизации в единый концепт. Для этого ведутся масштабные обсуждения вопросов, в которых принимают участие профильные специалисты. Это очень масштабная и крайне ответственная работа: «дорожная карта», которую мы разрабатываем, ляжет в основу нацпроекта и станет обязательной к выполнению руководителями субъектов. И если в этой «дорожной карте» будут ошибки, затруднительным окажется и правильное финансирование программы».

Как определить цифровые перспективы?

«Для перехода на цифровую экономику требуется не только создание базовой инфраструктуры, но и реализация проектов на базе цифровых платформ, — говорит Михаил Осеевский, президент ПАО «Ростелеком». — «Ростелеком» сейчас работает над целым рядом таких проектов, среди которых я бы выделил платформу индустриального Интернета, а также национальную биометрическую платформу. Мы ориентируемся на четыре базовые отрасли, в которых разработанные нами решения будут использоваться. Это нефтегазодобыча, энергетика, машиностроение и сельское хозяйство».

Поскольку вся концепция «Умного города» плотно завязана именно на цифровые технологии, участие «Ростелекома» — очевидная необходимость. Совсем недавно, в июне текущего года, это сотрудничество было оформлено документально — заключением соответствующего соглашения, которое было подписано заместителем главы Минстроя РФ Андреем Чибисом и вице-президентом «Ростелекома» по стратегическим инициативам Борисом Глазковым. «Цифровизация городского хозяйства и повышение эффективности бытовой инфраструктуры за счет внедрения современных технологий — важнейшие задачи стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства, — прокомментировал соглашение Андрей Чибис. — Проект «Умный город» стал платформой для сотрудничества всех заинтересованных органов власти, компетентных представителей бизнеса и экспертов. Рабочей группой разработан конкретный план цифровизации городского хозяйства, который прошел широкое обсуждение и был поддержан. Благодаря сотрудничеству с «Ростелекомом» заработал Банк умных технологий, отобрано 24 муниципалитета — пилота (на момент подготовки материала их уже 25. — Прим. редакции), на территории которых будут тестироваться новые решения, и, я уверен, скоро в нашей стране появится целый ряд «умных городов».
«Наш общий подход к разработке и реализации направления «Умный город» — максимальная прозрачность и открытость, — говорит Борис Глазков. — Могу отметить, что в разработке концепции принимали участие более 200 отраслевых экспертов, представителей муниципалитетов и региональных правительств, управляющих компаний и других бизнес-структур, потому что у нас общая цель — с помощью цифровых технологий сделать наши города конкурентоспособными в борьбе за человеческий капитал, который является главным ресурсом развития цифровой экономики».

«Ростелеком», как известно, прорабатывает тематику «Умного города» уже не первый год, так что специалисты компании пришли в проект отнюдь не с пустыми руками. Поэтому в числе первых шагов в рамках проекта был запуск открытого «Банка решений», главная функция которого — собрать в единую базу лучшие разработки по направлению развития эффективности инфраструктуры городов. Это позволит сравнительно легко тиражировать в разных городах страны лучшие, наиболее результативные практики.

Другая масштабная работа «Ростелекома» по направлению «Умный город» — определение так называемых сквозных технологий, развитие которых необходимо для применения «умных» решений не в одной, а сразу в нескольких сферах. Именно эти технологии, как предполагается, станут базисом развития для «Умных городов». Топ-10 этих сквозных технологий определен так:

  • интернет вещей;
  • беспроводные сети 5G;
  • биометрия;
  • обработка неструктурированных данных;
  • технологии поддержки принятия решений;
  • дополненная и виртуальная реальность;
  • распределенные базы данных;
  • геоинформационные технологии и навигация;
  • машинное обучение;
  • облачные/туманные/граничные вычисления.

«За каждой сквозной технологией со сложным названием стоят конкретные решения для повышения качества жизни, — прокомментировал Борис Глазков, выступая на РИФ-2018. — Например, геоинформационные технологии и сверхточная навигация вместе с 5G являются основой для появления беспилотного общественного транспорта. Цифровые технологии поддержки принятия решений и обработки неструктурированных данных, машинное обучение необходимы для создания «умных» систем управления дорожно-транспортной инфраструктурой, включающей прогнозирование трафика, «умные» светофоры и даже контроль усталости водителей автобусов. Именно поэтому сквозные технологии должны быть в фокусе внимания при разработке и реализации концепций «умных городов».

По словам специалистов пресс-службы макрорегионального филиала «Юг» ПАО «Ростелеком», стандарт 5G будет одной из опорных технологий в цифровой экономике. Революционность перехода на 5G заключается в том, что сети нового поколения создаются уже не под потребности человека, а под потребности неодушевленных пользователей — коммуникаций M2M, интернет вещей (IoT) и пр. Уже скоро основной трафик будут формировать не люди, а машины. Все, что потребляют люди, включая видеостримминг, будет мизером в общем объеме трафика по сравнению с создаваемой огромной экосистемой устройств. Новому стандарту предстоит работать с миллиардами устройств IoT.

«Ростелеком» за последнее время уже запустил три пилотные зоны 5G (Иннополис в Татарстане, Сколково в Московской области, Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге), чтобы провести натурные испытания работы сети в различных режимах загрузки в условиях реальной застройки. Коммерческие запуски сетей начнутся после окончательного утверждения стандартов 5G, что ожидается до конца 2019 года.

Другой важный технологический массив, который, несомненно, найдет применение в рамках проекта «Умный город», — биометрия. «Мы сделали важный шаг к систематизации массива информации о новых технологиях и трендах работы с данными, — говорит Борис Глазков, — Один из важнейших результатов работы — определение перспективных сквозных технологий, которые могут дать импульс развитию прикладных решений в различных отраслях одновременно. Наглядным примером такого вида технологий является обработка биометрических данных (распознавание лица, голоса, отпечатков пальцев и др.), которая нужна и в медицине, и в банкинге, и при оказании государственных услуг, и во многих других отраслях. При этом обновление перечня перспективных технологий работы с данными необходимо вести на регулярной основе, что мы и будем делать».

Как сообщили специалисты «Ростелекома», 30 июня 2018 года компания запустила единую биометрическую систему «Ключ». Цель этого внедрения — повышение доступности услуг, требующих юридически значимого подтверждения личности. Это возможность заменить личное посещение банка получением удаленной услуги через Интернет. Внедрение единой биометрической системы сделает сначала финансовые услуги, а затем и другие цифровые сервисы более доступными для граждан из отдаленных регионов, а также для маломобильных граждан.

В перспективе «Ключ» станет национальной платформой для удобного и безопасного доступа граждан к государственным и коммерческим услугам. Удаленная идентификация может применяться для проведения выборов, совершения юридически значимых действий при предоставлении государственных услуг, для идентификации на транспорте, обеспечения безопасности граждан и выявления правонарушителей. Бизнес также готов использовать биометрию для автоматизации процессов взаимодействия с клиентами: для подтверждения возраста при совершении покупок, подтверждения личности при переходе от одного оператора связи к другому, реализации возможностей телемедицины, дистанционной выдачи и предъявления рецептов.

Конечно, не только «Ростелеком» играет заметную роль в проекте — «Ростех» и «Роснано» не менее важны. Точно не останется в стороне и «Росатом» — подразделение госкорпорации, АО «ОТЭК» является компанией-интегратором по направлениям «Чистая вода» и «Умный город». В рамках II Всероссийского водного конгресса генеральный директор АО «ОТЭК» Ксения Сухотина говорила о том, что компании есть что предложить стране по части модернизации и цифровизации городского водного хозяйства. «Как интегратор «Росатома» по направлениям «Умный город» и «Чистая вода», ОТЭК уже приступил к разработке проектов по модернизации инфраструктуры с цифровыми решениями, в том числе по водоснабжению, — сказала Ксения Сухотина. — На начальном этапе мы рассматриваем в качестве пилотных города присутствия «Росатома», — например, Саров, Лесной, Сосновый Бор и Железногорск. Первые пилотные проекты в сфере водоснабжения планируем осуществить на условиях концессионных соглашений. Полученные наработки и опыт будем готовы применить в более широком масштабе для решения вопросов водоснабжения, водоочистки и водоподготовки российских городов и промышленных предприятий». По направлению «Умный город» компания «ОТЭК» берет на себя проекты по развитию систем жизнеобеспечения (водо-, тепло- и электроснабжения), цифровой инфраструктуры, обеспечивающей централизованное и эффективное управление городскими энергосистемами, включая такие аспекты, как возможности контроля и взаимодействия со стороны непосредственных потребителей.

Глаза боятся — руки делают

Практика показывает, что перевод на «цифровые рельсы» государственных систем, традиционно считающихся сложными, неповоротливыми и бюрократизированными, — вполне решаемая задача. Так, в Ленинградской области успешно реализуется пилотный проект Росреестра и публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» (создана постановлением Правительства РФ на базе АИЖК) по регистрации договоров долевого участия с использованием блокчейна. «С применением технологии блокчейн уже успешно зарегистрировано более 300 договоров долевого участия в Ленинградской области, — сообщили «Вестнику» в пресс-службе ДОМ.РФ (бывшее АИЖК). — После анализа накопленной статистики будет принято решение о масштабировании решения на все субъекты Российской Федерации.

Одной из задач, которую решает технология блокчейн, является обеспечение доверительных отношений между участниками. В ипотечном процессе присутствует много участников: покупатель, продавец, банк, оценщик, страховая компания, Росреестр. Именно поэтому мы считаем, что применение технологии блокчейн даст значительный синергический эффект именно в процессе цифровой ипотеки. Блокчейн в данном случае является технологией, упрощающей и стандартизирующей электронный документооборот, который оптимизирует процессы взаимодействия между участниками, делает их простыми и прозрачными. Дополнительно это позволит избавиться от дублирующих операций, что в свою очередь значительно сокращает операционные затраты участников на ипотечный процесс».

Автор: Е. Непомнящих

Источник: Вестник: Строительство. Архитектура. Инфраструктура.