Василий Костин, генеральный директор "КБК Проект", о муниципально-частном партнерстве в столице.

Муниципально-частное партнерство: новые возможности для развития города

Уже не первый год Москва является флагманом развития государственно-частного партнерства среди российских регионов. Так, по официальным данным Мэрии Москвы, с 2013 года в столице было заключено контрактов по проектам ГЧП на более чем 800 млрд рублей. Среди проектов ГЧП – северный дублер Кутузовского проспекта, развитие сети транспортно-пересадочных узлов в Москве, современные канатные дороги и т.д. Такое положение делает Москву и Московскую область довольно привлекательной для инвесторов.

Как в Москве, так и в регионах двигателем эффективного развития города является такая разновидность ГЧП, как муниципально-частное партнерство. Отличие МЧП от ГЧП заключается не только в том, что вместо государства партнером является муниципалитет, но и в активном участии населения в такого рода партнерских отношениях. Мы наблюдаем эффективную работу только в том случае, если свои усилия объединяют и координируют органы местного самоуправления, и бизнес, и население.

Это совместная работа муниципальной власти и бизнеса над социально-экономическим развитием данной территории. Цель МЧП – приход капитала частных компаний в муниципальные секторы экономики, а также более эффективное использование муниципальной собственности.

Среди основных направлений такого взаимодействия чаще всего упоминаются:

  • общественный транспорт и дорожно-транспортная инфраструктура;
  • система ЖКХ;
  • системы энергоснабжения;
  • муниципальные системы связи;
  • объекты муниципальной системы здравоохранения;
  • объекты социально-культурной и социально-бытовой инфраструктуры;
  • спортивные и туристические объекты.

Используя частный капитал, муниципалитет со своей стороны может предоставить налоговые льготы, кредитные субсидии, инвестиции в уставный капитал, обеспечить аренду муниципального имущества на льготных условиях, оказать различные виды информационной и консультативной поддержки. При этом муниципалитет может дать гарантию определенного минимального дохода от эксплуатации объекта, принимая таким образом часть рисков на себя.

Задействуя свои наиболее сильные стороны, партнеры используют ресурсы наиболее эффективно. Также, как и в случае с ГЧП, МЧП может осуществляться в следующих формах:

  • контракты между муниципалитетами и частными компаниями;
  • аренда малым бизнесом помещений и муниципалитетов на особых условиях;
  • концессионные соглашения, включающие в себя передачу частным партнерам прав на эксплуатацию объекта и извлечение прибыли.

Последний вариант является, пожалуй, наиболее эффективным и популярным способом выстраивания отношений между участниками МЧП. Муниципалитет закрывает финансовые бреши в проектах восстановления и развития жилого фонда и инфраструктурных объектов. Бизнес получает возможность эксплуатировать муниципальные активы на льготных условиях, а также гарантии возврата инвестиций. Реализация «длинных» проектов, имеющих социальную значимость, но при этом довольно рискованных для частных инвесторов, становится уже вовсе не таким страшным делом.

Суть концессионного соглашения заключается в том, что концедент (в данном случае муниципалитет) передает концессионеру (представителю частного бизнеса) в управление объекты недвижимости, а также связанного с ними движимого имущества. Со своей стороны, концессионер обязуется привести все это в должное состояние путем реконструкции, модернизации и т.д. Другой вариант – строительство с нуля, в таком случае по завершении строительных работ объект передается концеденту в собственность, а концессионер приступает к эксплуатации этого объекта и извлечению прибыли с целью покрытия расходов на строительство. Концессионные соглашения заключаются на достаточно долгий срок, в среднем 25-40 лет.

Вот что мы получаем в результате:

  • коммунальная инфраструктура получает «длинные» инвестиции на свое развитие;
  • поскольку соглашение носит долгосрочный характер, появляется возможность осуществлять полноценное стратегическое планирование;
  • повышается степень ответственности частного сектора, увеличивается доля муниципальных гарантий и как результатпривлекается больший поток инвестиций в проекты МЧП;
  • создаются новые рабочие места.

Обратной стороной медали является наличие рисков и препятствий к развитию МЧП, таких как недостаточность финансирования муниципалитетов в условиях централизации экономики РФ, слабость законодательной базы, недостаток обученных специалистов, столкновение интересов между местными властями различных уровней (районными, городскими, областными) и т.д. Полноценное развитие муниципально-частного партнерства возможно только в условиях взаимного доверия бизнеса и муниципалитетов. Для этого бизнес должен быть уверен, что муниципальные власти обладают достаточными полномочиями для решения возникающих в ходе осуществления проектов вопросов.

Все это может быть разрешено путем создания единой государственной стратегии развития ГЧП, формирования специальных консультационных центров, а также совершенствования отраслевого законодательства. Независимые структуры, ответственные за развитие механизмов МЧП и привлечение инвесторов, могут выступать своего рода посредником между властями и представителями бизнеса.

Необходимо четкое распределение рисков между муниципалитетами и бизнесом. Схемы взаимодействия участников МЧП должны быть максимально прозрачными. Необходимо предоставлять концессионерам ясные и твердые гарантии окупаемости проектов. Разумеется, эта сфера особенно нуждается в определенных налоговых послаблениях. Муниципалитеты должны получить четкие, законодательно прописанные полномочия при решении вопросов, связанных с разработкой и исполнением проектов МЧП.

Источник: "ИА Строительство"