Статья генерального директора «КБК Проект» Василия Костина о том, почему инвесторам не стоит бояться заключать концессионные соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, несмотря на ее специфику.

Концессионные соглашения в ЖКХ: выгодно ли это бизнесу

По данным Минстроя России на конец 2017 года, в коммунальной отрасли действовало 2245 концессионных соглашений, по условиям которых концессионеры обязаны были вложить в развитие взятых в управление объектов 279,6 млрд руб. Только в первом квартале 2018 года было заключено еще 19 соглашений, и эта сумма увеличилась еще на 9 млрд руб. Данные за весь прошлый год пока не опубликованы.

Концессионное соглашение в сфере жилищно-коммунального хозяйства — это форма государственно-частного, а чаще — муниципально-частного партнерства, которая предусматривает возможность для частных инвесторов эксплуатировать объект и извлекать из этого прибыль. Суть такого партнерства заключается в том, что частная компания обязуется выплачивать государству концессионную плату, инвестировать средства в развитие объекта, а взамен получает доход от его пользователей.

Согласно законодательству, объектами концессионного соглашения могут быть:

  • транспортная инфраструктура,
  • коммунальные системы,
  • спортивные площадки,
  • медицинские пункты,
  • туристические объекты и т.д.

Концессионер платит за использование объекта единовременно или регулярными платежами.

Платежи могут быть фиксированными либо представленными в виде процента от дохода с управляемого объекта. Еще одна форма концессионной платы — передача созданного в процессе действия соглашения имущества муниципалитету.

Рынок со своими правилами

Следует сказать, что рынок ЖКХ имеет специфические особенности, которые очень сильно влияют на отношение к нему инвесторов. Это:

  • практически нулевой коэффициент эластичности спроса,
  • сильное влияние местных особенностей,
  • сочетание монополии, естественной монополии и рыночной конкуренции на одном пространстве.

Основная выгода для инвестора заключается в страховании риска, ведь концессионное соглашение обеспечивает минимальный гарантированный доход. Другими словами, если в ходе реализации проекта что-то пойдет не так, муниципалитет или государство должны будут покрыть недополученную часть дохода. Кроме того, при оформлении документов, прохождении согласований, получении разрешений инвестор получает сильного партнера в лице муниципалитета.

Что получает инвестор

Можно выделить несколько основных преимуществ концессии для инвестора.

  • Есть возможность менять принципы регулирования тарифов в более выгодную для инвестора сторону.
  • Структура концессионной платы закреплена. При этом, если нагрузка на концессионера вырастет, есть возможность пересмотреть условия соглашения.
  • Коммунальные объекты при заключении концессионного соглашения могут принадлежать муниципальному унитарному предприятию (МУП) в порядке хозяйственного ведения.
  • Предпринимательская прибыль в размере 5% включена в тариф как защищенная статья.
  • Есть возможность расторжения концессии с возвратом инвестиций.

Согласно экспертным прогнозам, в ближайшие годы в нашей стране концессионные соглашения будут особенно востребованы в сферах утилизации и переработки мусора, а также газо- и теплоснабжения.

По данным Национального центра ГЧП на начало 2019 года, доля частных инвестиций в объектах коммунально-энергетической сферы составила 80% среди всех реализуемых концессионных проектов. Это 2731 проект с общим объемом инвестиций 560,3 млрд руб.

Сотрудничество частных инвесторов и государства привело к повышению качества коммунальных услуг. Уже вскоре после внедрения концессий в муниципально-частные партнерства в ряде регионов было отмечено снижение аварийности почти в два раза.

Чем рискуют инвесторы

Если говорить об инвестиционных рисках бизнеса, то здесь я прежде всего выделю:

  • несовершенство налогового законодательства. С одной стороны, концедентная плата не облагается НДС (Налоговый кодекс России, статьи 39 и 146), с другой — если государство оплачивает строительные и эксплуатационные работы или услуги, то они попадают под налогообложение. Кроме того, концессионная плата может трактоваться как оплата выполненных работ и попасть под налогообложение при расчете налога на прибыль.
  • риски, связанные с получением лицензий, наймом персонала, перезаключением договоров с потребителями, тарифным регулированием;
  • риски, связанные с участием в конкурсах. Возможен конфликт между положениями концессионного законодательства и другими отраслями закона, такими как Земельный кодекс, лицензионные законы и т.д.
  • тарифные риски. На рост тарифов накладываются ограничения, но при этом не учитывается финансовая нагрузка инвестора.

В настоящее время готовятся поправки в ФЗ-115 («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») и ФЗ-224 («О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), которые, как ожидается, поспособствуют наведению порядка на этом рынке и сделают его более привлекательным для инвесторов.

В новой редакции законов будут более четко прописаны:

  • финансовая ответственность муниципалитета перед концессионерами,
  • требования к участникам соглашения,
  • система проведения конкурса,
  • порядок компенсации расходов на подготовку проектов и т.д.

Обновление законодательства позволит избежать массового расторжения концессионных соглашений разочаровавшимися партнерами и увеличит степень привлекательности ЖКХ для инвесторов, следствием чего станет преобразование городской среды, распространение успешного опыта на все регионы страны.

Источник: РБК PRO